23
24
25
26
30
31
32
33
34
35

Аэростат

Аэростат –воздухоплавательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно на аэростатическом и аэродинамическом принципах.
Аэростат автоматический – свободный аэростат, управляемый по высоте и продолжительности полета командами от бортовой аппаратуры управления.
Аэростат привязной – аэростат, имеющий постоянную механическую связь с удерживающим устройством.
Аэростат свободный – аэростат, перемещающийся в атмосфере вместе с воздушным потоком.
Аэростат пилотируемый –аэростат свободный, управляемый по высоте и продолжительности полета экипажем на борту.
Аэростат тепловой (АТ) – аэростат, подъемная сила которого обеспечивается подогретым воздухом.

Аэростат тепловой (АТ) – аэростат, оболочка которого наполняется воздухом, нагретым до температуры на 40-120°С выше температуры окружающего воздуха (современное название монгольфьера). Тепловые аэростаты используются для спортивных полетов (в основном), научных полетов, рекламы, развлекательных целей. Применяются для полета с экипажем от 1 до 22 человек. Тепловые аэростаты способны совершать полеты продолжительностью более 30 часов. Высота полета может достигать 10-16 км. При этом подъемная сила теплового аэростата в 3-5 раз меньше подъемной силы такого же по объему аэростата, наполненного водородом.

Тепловой аэростат состоит из оболочки, к которой крепится гондола с экипажем, аппаратурой нагрева воздуха, управления полетом и поддержания связи.Оболочка теплового аэростата, открытая снизу, имеет так называемую оптимальную (естественную) форму с меридиональным каркасированием силовыми лентами. Полотнища оболочки изготавливаются из прочной синтетической ткани (типа нейлона, лавсана), покрытой с внутренней стороны специальной воздухонепроницаемой пропиткой, выдерживающей температуру до 150°С. Как правило, четырехгранная гондола подвешивается на стальных тросах к усиленной нижней части оболочки. Гондола имеет легкий металлический трубчатый каркас с прикрепленными к нему матерчатыми стенками или плетеную (корзиночного типа) конструкцию. Для нагрева воздуха сжигается пропан-бутановая газовая смесь, хранящаяся в жидком состоянии в газовых баллонах (в гондоле). Горелка тепловой установки монтируется на рамной конструкции, крепящейся к каркасу гондолы, под нижним отверстием оболочки. В гондоле располагаются приборы, определяющие высоту полета, скорость взлета, температуру воздуха в оболочке и уровень топлива в газовых баллонах.

Управление полетом производится путем изменения температуры воздуха в оболочке (в пределах, допускаемых материалом оболочки), а также частичным выпуском воздуха через особые щели и парашютный клапан в оболочке. Скорость взлета и спуска регулируется пилотом в пределах 2-5 м/сек.

Оболочки и гондолы выпускаются стандартных типов. Объем оболочки - от 400 м3до 20 тыс. м3 и более.

Старт теплового аэростата проводится при скорости ветра не более 7 м/сек. Наполнение оболочки осуществляется с помощью вентилятора предварительного наддува. Для наполнения и снаряжения теплового аэростата обычно требуется 8-10 минут.

Аэростатическое воздушное судно – летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом принципе и управляемый экипажем на борту.
Воздухоплавание – перемещение в воздухе аэростатических (воздухоплавательных) воздушных судов, использующих либо только аэростатическую подъемную силу (аэростаты свободные, радиозонды и т.п.), либо совместно аэростатическую и аэродинамическую подъемные силы (аэростаты привязные, дирижабли, гибридные летательные аппараты). До начала 1920-х гг. термин «воздухоплавание» обозначал передвижение по воздуху вообще.
Гондола аэростатная – открытая или закрытая кабина в виде корзины, шара или капсулы, предназначенная для размещения на аэростате экипажа, оборудования и грузов.
Горелка дежурная – устройство для быстрого поджига основной горелки.
Горелка основная – устройство для эффективного сжигания топлива с целью подогрева воздуха, находящегося в оболочке.
Замок отцепки – механизм для быстрого разъединения элементов сцепки аэростата с удерживающим устройством (предметом).
Клапан парашютный – клапан парашютной конструкции, устанавливаемый в верхней полюсной части аэростатной оболочки и предназначенный для управляемого выпуска воздуха.
Команда сопровождения – лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по сопровождению и обслуживанию аэростата при выполнении полетного задания.
Ложка на оболочке – нарушение формы оболочки АТ под воздействием воздушного потока с образованием на ней ложковидной вмятины.
Оболочка аэростатная – основная часть конструкции аэростата, являющаяся его газовместилищем, способная воспринимать внешние нагрузки за счет создаваемого внутри нее избыточного давления.
Оборудование аэростатное бортовое – совокупность функциональных систем, устройств и аппаратуры, установленных на аэростате и обеспечивающих его функционирование как летательного аппарата.
Оборудование аэростатное специальное – дополнительное оборудование и приборы, установленные на аэростате для выполнения целевых задач.
Ограничения по скорости ветра – предельно допустимые значения продольной и боковой составляющих скорости ветра, позволяющие производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа, а также предельно допустимые значения скорости ветра, при которых разрешается выполнение полетов на АТ.
Орган управления воздушным движением – общий термин, означающий в соответствующих случаях центры единой системы организации воздушного движения, а также ведомственные командные и диспетчерские пункты, выполняющие в пределах своей компетенции функции планирования, координирования и непосредственного управления воздушным движением в установленных для них зонах и районах.
Полет аэростата – движение аэростата в воздухе под воздействием всплывной силы и воздушного потока с момента старта до окончания посадки.
Посадочная площадка – земельный участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодная для взлета и посадки воздушного судна. Для аэростатов: посадочная площадка соответствующих размеров и конфигурации, подобранная с воздуха, свободная от навесных и наземных препятствий, посторонних предметов и сельскохозяйственных культур.
Стартовая команда – группа лиц, состоящая из экипажа и команды сопровождения, участвующая в подготовке аэростата к полету и обеспечивающая его старт.
Стропа купольная (топ-фал) – стропа, закрепляемая за верхнюю часть оболочки для удержания ее при воздухо- или газонаполнении.
Стропа (фал) управления клапаном – стропа, позволяющая экипажу открывать парашютный или иной клапан на оболочке аэростата.
Фал аэростата привязной – силовой фал, соединяющий аэростат с удерживающим устройством и удерживающий его на заданной высоте.

КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ АЭРОСТАТОВ

В соответствии с международной классификацией ФАИ все свободные аэростаты (КЛАСС А) в зависимости от конструктивных особенностей подразделяются на пять подклассов:

Подкласс АА: свободные аэростаты, приобретающие подъемную силу только за счет заполнения оболочки газом легче воздуха (газовые аэростаты).
Подкласс АХ: свободные аэростаты, приобретающие подъемную силу только за счет горячего воздуха (тепловые аэростаты).
Подкласс АМ: свободные аэростаты с комбинированной двойной оболочкой, одна из которых заполняется газом легче воздуха и помещается в основную оболочку, заполняемую горячим воздухом.
Подкласс АS: свободные аэростаты, оболочка которых заполняется газом легче воздуха, но спроектированные так, что дополнительные устройства позволяют поддерживать в оболочке достаточное давление, которое, по существу, влияет на летные качества аэростата.
Подкласс АТ: все иные свободные аэростаты, не попадающие в подклассы АА, АХ, АМ или АS, в том числе и спецформы.

 ДЛЯ ВСЕХ ПОДКЛАССОВ СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ РАЗМЕРОВ: 

Класс
 
Объем оболочки (м3)
Газовые
Тепловые
Комбинированные
Сверх-
давления
Спец-
формы
I
250 и меньше
АА - 1
AX - 1
АМ - 1
AS - 1
АТ - 1
II
250 – 400
АА - 2
AX - 2
АМ - 2
AS – 2
АТ - 2
III
400 – 600
АА - 3
AX - 3
АМ - 3
AS - 3
АТ - 3
IV
600 – 900
АА - 4
AX - 4
АМ - 4
AS - 4
АТ - 4
V
900 – 1200
АА - 5
AX - 5
АМ - 5
AS - 5
АТ - 5
VI
1200 – 1600
АА - 6
AX - 6
АМ - 6
AS - 6
АТ - 6
VII
1600 – 2200
АА - 7
AX - 7
АМ - 7
AS - 7
АТ - 7
VIII
2200 – 3000
АА - 8
AX - 8
АМ - 8
AS - 8
АТ - 8
IX
3000 – 4000
АА - 9
AX - 9
АМ - 9
AS - 9
АТ - 9
X
4000 – 6000
АА - 10
AX - 10
АМ - 10
AS - 10
АТ - 10
XI
6000 – 9000
АА - 11
AX - 11
АМ - 11
AS - 11
АТ - 11
XII
9000 – 12000
АА - 12
AX - 12
АМ - 12
AS - 12
АТ - 12
XIII
12000 – 16000
АА - 13
AX - 13
АМ - 13
AS - 13
АТ - 13
XIV
16000 – 22000
АА - 14
AX - 14
АМ - 14
AS - 14
АТ - 14
XV
Свыше 22000
АА - 15
AX - 15
АМ - 15
AS - 15
АТ - 15