Байка от Марка Фридмана:
Был случай. При спуске сориентировался по дыму из трубы, но почему-то направление ветра ему вообще не соответствовало. Обернулся, а рядом стоит еще одна труба - и дым от нее ползет в противоположном направлении от первой. Вывод: смотри, пилот, не только вперед, но и на все 360 градусов!
Алексей Козлов:
Сброшен маркер на открытое поле около дубравы, на пригорочек. Пасутся козочки, местный мальчик уже подбирает маркер. Мы с высоты: - Сейчас всех коз порежем! Отдай маркер! - Отдал.
Сергей Белорусов:
После задания делали замеры по определению местоположения маркера. Вдруг бежит местный житель, стуча себя в грудь: «Я – ветеран войны! Не смейте отбирать мою землю!»
Так как воруют маркеры, придумали ставить часовых из местных мальчишек, обещая им по возвращении шоколадки. После этого мальчишки уже сами интересовались, куда будем сбрасывать маркеры, где караулить. В общем, как всегда самое «интересное» после приземления - поиск маркера.
Николай Краснов:
Пролетающий пилот (по рации): - Козлы! Отойдите! За вами креста не видно! - Оргкомитет, дебриферы, официальные и неофициальные лица (хором): - За «козла» ответишь?
Вячеслав Сазонов:
Запомнился полет с корреспондентом ТВ (вес 102 кг). Заходим на посадку, приготовились, коснулись - и вдруг резко уходим вверх на 40 метров! Штурман говорит: - Оператор-то вышел! - Пилот: - Зачем?
И действительно, смотрим вниз – корреспондент на земле. Когда приземлились, выяснили, что корреспондент не понял даже, что произошло. Очнулся, обнаружил пропажу бумажника и увидел улетающий аэростат. «Как четко ребята сработали», - подумалось ему. И тут же увидел свой бумажник и камеру неподалеку.
Еще был случай. Заход на посадку с большой вертикальной скоростью, впереди ЛЭП, в корзине пилот, обсервер и мальчик Кирилл 15 лет, впервые поднявшийся на аэростате. Резкий удар об землю. Оба взрослых вылетают из корзины, аэростат с Кириллом взмывает вверх. Мальчик, наблюдавший за действиями пилота при посадке, не растерялся, стал тянуть фал парашютного клапана и с высоты 15 метров совершил посадку - короче, приземлился. Все остались целы.
Екатерина Ларикова:
Как я чуть не лишила пилота жизни
Полеты бывают разные: красивые, быстрые, плавные, экстремальные и курьезные. Именно такой хочу сейчас описать.
Перед брифингом читаю назначение, нахожу нужный номер. Пилота вижу впервые. Скорее женским, чем профессиональным, взглядом отмечаю: пилот невысокий и стройный (чего нельзя сказать обо мне). Как настоящий мужчина, он немногословен, если не сказать молчалив, и когда делает какой-то жест, я с трудом понимаю, что это - приглашение в корзину (видимо, решил утяжелить ее за счет моего веса, думаю я). Дует ветерок, но я, не оценив опасности, с радостью запрыгиваю в корзину. Через минуту взлетаем, я фиксирую время, летим прямо к намеченной цели. Пилот оказался классным - отбомбились великолепно (всего пара метров от центра перекрестка). Молчу, хотя и преисполнена благодарности (результат уже измерил один из наблюдателей, которого, видимо, не взяли в полет). Задание одно. Ветер за время полета усилился, поэтому посадка обещает быть жесткой. Видим, как тащит по полю приземлившиеся ранее аэростаты. Насколько возможно плавно снижаемся, я судорожно вцепляюсь в веревочные ручки внутри корзины, сгибаю ноги, упираясь в пол…
Корзина ударяется о землю, покачивается и, наконец, ложится на бок. Я вишу в позе паука, расположившегося в ожидании добычи на потолке. В метре от меня внизу лежит пилот (знакомая ситуация, да?). Но есть одно «но»: мы с ним в разных весовых категориях, и я с ужасом понимаю, что если разожму руки - он превратится в «цыпленка табака». Первый раз в жизни я (!) скомандовала пилоту: «Покинуть корзину!». Видимо, он все понял по моему крику и бешеному взгляду, так как мгновенно выскочил, проявив недюжинную сноровку. Через секунду грохаюсь на «пол», как мешок с картошкой, слишком поздно понимая, что я - будущий сплошной и равномерный синяк.
Хорошо все-таки, что пилот оказался сговорчивым и проворным. Иначе российское воздухоплавание лишилось бы хорошего пилота, а в некрологе было бы написано: «Трагически погиб под наблюдателем». Такой вот каламбур.
Екатерина Ларикова
Александр Литинецкий:
Былина
…И тогда первый Лука сплел из ивовых прутьев корзину, большую, легкую и крепкую. Смеялись над ним все, кто ни попадя - и грибов столько в лесу нет, и ягод, говорили. И аистом его, гордого, называли, и рехнутым. Молчал первый Лука, тоскливо глядя в небо.
А брат его, Лука-второй, разорился вконец, скупив все полотно, что бабы на ярмарку наткали за зиму. Пять молодух нанял, чтобы сшить полотна. Сам руководил, пальцами тыкал, да покрикивал. Дивились девки - не пьяный вроде, а чудит. Покрывало ли задумал или чехол какой на стог, да с дождем все промокнет. А как облако на небе увидит - хмурится...
Третий, младший Лука, по сговору с братьями костер развел - да в яме. Дыму - как на пожаре, весь в копоти, как черт. «Свихнутые Луки» стали их прозывать. А наутро, как с зарей ветер подул, в дыму вырос огромный пузырь, на шар похожий, а под ним - корзинка та ивовая. А в корзинке - три брата. Чумазые и счастливые. Глаза как свечи сияют. От земли оторвались, и над лесом нашим и полем понесло их. Деревней на крыши полезли, чтоб их разглядеть. У кого спросонья и бодуна влезть не получилось, кто с крыши попадал, а те - все летят, землю матом кроют. А за ними - по полю - маленький мальчик бежал, ручонками размахивал, в корзинку просился. «Куда тебе, обсервыш, поживи еще!» - крикнул старший Лука. Рассмеялись братья и смех их, громкий и легкий, был слышен далеко-далеко, аж куры с насестов слетали, лошади ржали - но собаки не выли. Добрый знак.
Искали их долго, до заморозков… Улетели они навсегда, не вернулись.
Прозвали их - Великие Луки, много песен про них сложили. «Кабы вернуться можно было - сами бы летали», - говорили мужики, сидя за стаканом.
Полюбили их на Руси, потому, что Великие Луки - духом своим великие.
Анатолий Титов:
«ИЛМАТАР – ЛЕГЕНДА О КАРЕЛЬСКОМ ВОЗДУХОПЛАВАНИИ»
«Легенда о воздухоплавании в Карелии» является естественным продолжением развития темы о древнекарельском воздухоплавании, начатой А.Титовым в серии арт-объектов «Воздухоплавание света». Автор на протяжении многих лет занимается исследованиями этой темы, находящейся на стыке этнографии, истории воздухоплавания и мистификации. Результатом изысканий стало рождение гипотезы о существовании в Карелии древнего промысла изготовления и использования воздушных шаров. Основой этому явились передаваемые из поколения в поколение воспоминания и легенды, подтвержденные в ходе исследований сведениями из дошедших до нас письменных источников и материальными свидетельствами. Гипотеза о существовании древнекарельского воздухоплавания, красота старинных воздушных кораблей и стилистические дизайн-разработки на эту тему послужили основой для начала работы над проектом-идеей ИЛМАТАР. Ближайшей задачей по осуществлению проекта является создание культурно-туристического объекта – Музея-мистификации карельского воздухоплавания.
Анатолий Титов
О ВОЗДУХОПЛАВАНИИ В КАРЕЛИИ
Считается, что воздухоплавания в Карелии никогда не было. Это неверно. Результаты исследований в этой области говорят, что изготовление и использование воздушных шаров издревле были одними из основных промыслов карел. Прямые упоминания об этом содержатся в русских летописях и записках путешественников-иноземцев, в карельских рунах и берестяных грамотах, найденных при раскопках в Новгороде (слой середины XII века). Косвенные подтверждения дают и археологические раскопки в Карелии. Древнейшим свидетельством о бытовании промысла по праву считаются фрагменты комплекса наскальных рисунков, петроглифов, в Беломорье, в низовье реки Выг. В части комплекса, называемой Бесовыми следками, среди прочих имеется ряд изображений, в которых при всей их условности угадываются контуры сложных сооружений, напоминающих воздушные шары. Удаленность этой эпохи позволяет предполагать ее преемственную связь с предыдущими цивилизациями и отсылает нас еще к одной исторической гипотезе, выдвинутой московским ученым, профессором философии В.Н.Деминым, исследователем легендарной Гипербореи и организатором нескольких экспедиций «Гиперборея» на Кольском полуострове. Согласно гипотезе, 10-20 тысяч лет назад на обширных пространствах евроазиатского Севера существовала древняя цивилизация Гиперборея, северный сосед Атлантиды, исчезнувшая позднее в результате глобального природного катаклизма. Античные источники, мифы и легенды донесли до нас сведения о высочайшем уровне материально-технической культуры гиперборейцев, в том числе и в области строительства летательных аппаратов. Конкретные технические описания этих аппаратов, по утверждению профессора Демина, содержались в секретных архивах розенкрейцеров и масонов, в наполеоновскую эпоху частично ставших достоянием широкой публики. Учитывая сходство в описаниях гиперборейских и древнекарельских летательных аппаратов и непосредственную историческую и географическую связь территорий, можно с определенной долей уверенности утверждать, что истоки карельского воздухоплавания следует искать именно там, в наследии древней цивилизации. Шведский ученый и путешественник Олаус Магнус в своей книге «История северных народов», изданной в 1539 году, описывая промыслы карел, упоминает среди них и изготовление воздушных шаров. В частности, он пишет: «Видом они (воздушные шары) напоминают оснащенную ладью и строятся из дерева можжевельник, весьма легкого и прочного. Оболочки искусно шьют из выделанных китовых пузырей, доставляемых сюда от поморов Белого моря. Канаты же плетут из оленьих жил…». Наполнялись воздушные шары, по всей вероятности, метаном, болотным газом. При всех своих достоинствах этот газ обладал крупным недостатком – взрывоопасностью. Достаточно было одной искры, и шар превращался в огромную бомбу. Таким образом с лица земли исчезли десятки карельских деревень. Яркий пример тому – неледниковый характер происхождения Онежского озера, фактически представляющего собой гигантскую воронку. Поначалу воздушные шары имели вид довольно примитивных сооружений, единственной задачей которых было подняться в воздух. Но постепенно и со временем они превратились в совершенные летательные аппараты, сочетавшие в себе мастерство, красоту и изобретательность. Тогда, в эпоху «золотого века» карельского воздухоплавания, и были построены лучшие образцы воздушных шаров и даже их управляемые разновидности – прообразы дирижаблей. Этому во многом способствовало укрепление связей со славянскими племенами, занимавшими восточный берег Онежского озера.. Потомки новгородских ушкуйников, среди которых было много мастеров-плотников, оказали значительное влияние на развитие технологий постройки воздушных кораблей. Карелы называли их лесными шишáми, или шишкáми (карельск. šiš, šišši – разбойник), за предприимчивость и бойкость характера. При случае шишки не брезговали и откровенным разбоем, порой приводящим к пограничным конфликтам, что, однако, отнюдь не умаляет их вклада в развитие карельского воздухоплавания. Бесценным источником информации о карельском воздухоплавании остается эпос «Калевала». Даже поверхностное знакомство с текстом эпоса поражает обилием описаний, так или иначе связанных с воздухоплаванием. Это и летучий корабль, в который превращается старуха Лоухи в погоне за Сампо, и полет Вяйнямейнена на орле, и создание кузнецом Илмариненом летательного аппарата в виде огромной птицы, и, наконец, бесчисленное количество терминов, связанных со словом «ИЛМА» – воздух. В одной из рун, записанных Э.Леннротом в Северной Карелии, но не включенных им в окончательный вариант эпоса «Калевала», есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров:
Vaka vanha Väinämöinen, Tietäiä iän-ikuinen, Loihti pallon valahasta, Nahasta kuvun rakenti, Puhui pallon pulleaksi, Suon hengen säkkihin puhalti, Punoi köyen hirvehisen, Jäntehestä nuoran väänti...
|
Старый мудрый Вяйнямейнен, Вековечный прорицатель, Строил шар из кожи бычьей, Из китовой шил он шкуры. Надувал тот шар он дымом, Газом наполнял болотным, Плел канаты с жил оленьих, Из лосиных вил веревки… (перевод Л.П.Бельского)
|
В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев Калевалы за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямейненом воздушном шаре. Поход оказался неудачным, так как путешественники – Вяйнямейнен, Илмаринен и Лемминкайнен, нарушили запрет верховного бога Укко подниматься в воздух. Укко в наказание изменил направление ветра и трое бедняг, вместо предполагаемой Похьелы, оказались на Шпицбергене, где их, одичавших, только через три года обнаружили норвежские китобои. По дошедшим до нас данным, воздушные шары были незаменимым средством при перевозке грузов, в первую очередь смолы и озерной руды, здесь же и добываемых. Руду и железо возили даже в Санкт-Петербург и Москву. Рекордное количество железа и железных изделий было вывезено во время Северной русско-шведской войны начала XVIII века, о чем свидетельствует сообщение в первой русской газете «Ведомости». Из того же сообщения следует, что и переброска двух фрегатов по знаменитой «Осударевой дороге» с Белого моря в Ладогу оказалась возможной только благодаря использованию воздушных шаров. Крупнейший русский поэт Г.Р.Державин, назначенный в 1784 году олонецким губернатором, безусловно, не мог не отметить столь необычное явление в подведомственной ему губернии и уж тем более не мог не воспеть его в своей поэзии. В рукописной версии оды «Водопад», значительно отличающейся от опубликованной, Державин, описывая сон старца, героя оды, в число подвигов, совершенных им, включает следующее: …Он спал – и чудотворный сон Мечты ему являл геройски: Казалося ему, что он Непобедимы водит войски; Что вкруг его Перун молчит, Его лишь мановенья зрит. ………………………………….. Что, напоя болотным газом, Вверх поднимает кожный шар; С него разит врагов всех разом, Стрелы послав или пожар. А те бегут, страшась его На небе вида самого… (Реконструкция А.Воронина)
Примечательно, что в том же 1784 г. Екатерина II Высочайшим Указом повелела «…учинить запрещение, в предупреждение пожарных случаев, чтоб никто не дерзал пускать по воздуху таковых шаров под страхом уплатить пени по 20 рублей…». Неизвестно, чинил ли по долгу службы препятствия карелам – воздухоплавателям поэт – губернатор, но именно указ Екатерины, очевидно, сыграл свою роковую роль в изъятии Державиным этого отрывка из оды. Смолу на воздушных шарах доставляли в Финляндию, в основном в город Каяни, бывший тогда центром смоляной торговли. В историческом центре Каяни до сих пор сохранились остатки посадочной площадки для воздушных шаров. Местные жители ошибочно считают ее шлюзом. Не исключена вероятность использования древними карелами воздушных шаров и в военных целях. В одном из дошедших до нас списков Новгородской Первой летописи 1143 года есть запись о неудавшемся походе карел на воздушных шарах против финского племени хяме (в летописи – емь). Запись гласит:«В то же лето ходиша корела на емь и отбежаша две небесны лойву бити». Воздушные шары широко применялись и в повседневной жизни. Редкая семья, за исключением самых бедных, не имела своего воздушного шара. На них возили грузы, летали на охоту и рыбную ловлю. Между населенными пунктами, расположенными друг от друга порой за десятки и сотни верст, воздушное сообщение вообще было постоянным. В условиях бездорожья это становилось большим подспорьем. Еще совсем недавно, на рубеже 50-60 годов прошлого века, построенные по старинной технологии воздушные шары можно было встретить в труднодоступных местах обитания горных карел, более известных под названием саамоеды. Горные карелы, в те времена находившиеся на стадии разложения родоплеменных отношений, тем не менее обладали развитой сетью воздушных сообщений, что, в свою очередь, во многом способствовало и сохранению у них такого древнего карельского промысла, как разведение мальков русалок. И остается только сожалеть, что все эти факты до сих пор остаются достоянием лишь узкого круга специалистов. В наше время старинный промысел воздухоплавания, имевший широкое распространение в прошлом, практически забыт, и секреты изготовления воздушных шаров, ранее передаваемые из поколения в поколение, к сожалению, утеряны. Этим не преминули воспользоваться отечественные и зарубежные фальсификаторы истории воздухоплавания. Пользуясь неинформированностью и доверчивостью читателей, на основе сомнительных источников и сфабрикованных документов, они переделывают историю на свой лад и внедряют в сознание масс идею о первенстве в воздухоплавании представителей Франции и даже (!) Рязани. Чувство изумления и горечи вызывают деятельность и далеко идущие замыслы этих горе-исследователей. Но ход истории не изменить, и жизнь сама расставит всё по своим местам. Восстановление исторической истины, возрождение забытого промысла и популяризация его остаются актуальными задачами и имеют большое значение для народного хозяйства Карелии и развития туризма.
|