Спорт
Не каждый знает, что тепловые аэростаты являются также и частью зрелищного и насыщенного приключениями спорта, который развивался вместе с воздухоплаванием. Если на Первом чемпионате мира по воздухоплаванию на тепловых аэростатах, который проходил в 1973 году в США, было применено всего два вида заданий, то теперь спортивные правила соревнований занимают несколько десятков страниц. В них содержатся все требования к пилоту, аэростату, обязанности официальных лиц, описание заданий и многое другое. Мы приводим здесь сокращенные пояснения.
Для понимания дальнейшего давайте разберемся в значении трех терминов:
Маркер. Был изобретен в качестве заменителя места приземления аэростата, от которого замерялся достигнутый пилотом результат. Это нейлоновая (капроновая) лента длиной 170 см, шириной 10 см, имеющая утяжеление в виде мешочка с песком весом 70 г. В соревнованиях используется несколько комплектов маркеров разного цвета. Все маркеры пронумерованы (как и каждая корзина спортсмена – участника соревнований).
Цель – как правило, это пересечение дорог, которое можно однозначно определить на спортивной карте по его координатам. Кроме того, в качестве цели также может использоваться мишень – это большой «крест» (10х10 м), сшитый из контрастного материала, который выкладывают на поле или в другом видном сверху месте, подальше от возможных препятствий.
Зачетная зона – территория на поверхности земли, устанавливаемая спортивным директором, ограниченная характерными границами, различимыми на карте и на местности (например, дорогой, рекой), или другим образом. Результат засчитывается только в том случае, если пилот попал в зачетную зону.
Спортивный директор перед началом каждого полета, на брифинге, объявляет задания, которые назначаются с учетом направления и силы ветра и других факторов.
Пилот, достигший наилучшего результата в выполнении задания, получает 1000 очков. Остальные пилоты получают количество очков, которое подсчитывается по специальной формуле, учитывающей не только их результат по отношению к результату победителя, но и количество спортсменов, справившихся с заданием.
Спортивные задания можно условно разделить на несколько категорий, имеющих общие принципы.
В большинстве заданий главная цель спортивного полета на тепловом аэростате состоит в том, чтобы сбросить маркер как можно ближе к цели.
Результат – расстояние от отметки маркера до ближайшей зачетной цели. Наименьшее расстояние – наилучшее.
Существующие задания в настоящее время:
15.1. Цель, заявленная пилотом (PDG) В этом задании все аэростаты стартуют с общей взлетной площадки. Каждый пилот выбирает себе цель сам до начала полета и заявляет ее спортивному судье до взлета.
|
15.2. Цель, заявленная судьей (JDG) Отличается от предыдущей тем, что цель назначается спортивным директором.
|
15.3. Вальс сомнений (HWZ) Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно ближе к одной из нескольких целей, назначенных спортивным директором. |
15.4. Прилет (FIN) Спортсмены должны сами выбрать место для старта и постараться сбросить маркер как можно ближе к цели (или мишени), назначенной спортивным директором. |
15.5. Продолжение выполнения задания (FON) В этом задании каждый пилот выбирает себе цель во время выполнения полета и заявляет ее, записав на своем маркере, который он должен будет сбрасывать в предыдущем задании этого же полета. Если предыдущий маркер не сбрасывался или на нем не была записана цель, участник не получает результата. |
15.6. Заяц и собаки (FOX) Спортсмены стартуют с общего взлетного поля спустя некоторое время (заданное спортивным директором) после старта теплового аэростата-«зайца» и должны, преследуя аэростат-«заяц», постараться сбросить маркер как можно ближе к мишени, которую «заяц» после приземления должен расположить не более чем в 2-х метрах от корзины аэростата с наветренной стороны. |
15.7. Потопление корабля (WDN) Отличается от задания 15.6. тем, что спортсмены сами выбирают место старта и должны лететь к назначенной точке старта теплового аэростата-«зайца», затем, преследуя аэростат-«заяц», также стараются сбросить маркер как можно ближе к мишени, которую «заяц» после приземления должен расположить не более чем в 2-х метрах от корзины с наветренной стороны. |
15.9. Расчетная скорость приближения к цели (CRAT) Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно ближе к назначенной цели, но не только внутри назначенной ограниченной зачетной зоны – еще задается и определенный период времени, когда эта зачетная зона «открыта» (является зачетной). |
А вот два задания, в которых спортсмены должны постараться достичь наибольшего изменения направления полета: 15.11. Локоть (ELB) Спортсмены должны достичь максимального изменения направления своего полета. Для оценки результата маркеры сбрасывают на оговоренном расстоянии один от другого, например, в точках А, Б и С. Результат – угол, равный (180? - угол АВС). Наибольший результат – наилучший. |
15.19. Угол (ANGL) Отличается от задания 15.11. тем, что спортивный директор сам назначает направление, от которого спортсмены должны постараться достичь наибольшего изменения направления полета. Результат – угол между заданным направлением и линией А-В, где А и В – отметки маркеров. Наибольший угол – наилучший. |
В заданиях 15.13., 15.14., 15.16. и 15.17. результат измеряется от отметки маркера до общей точки старта, т.е. результат – это расстояние от отметки маркера до общей точки старта: 15.13. Минимальное расстояние (MIN) Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно ближе от общей точки старта после полета в течение заданного промежутка времени (пролетев не менее заданного времени). Наименьшее расстояние – наилучшее. |
15.16. Максимальная дальность за ограниченное время (MXDT) Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно дальше от общей точки старта после полета в течение заданного промежутка времени (пролетев не более определенного количества минут). Наибольшее расстояние – наилучшее. |
Но, если при выполнении заданий 15.13. и 15.16. ограничено время, то в заданиях 15.14. и 15.17. более важно попасть в зачетную зону: 15.14. Кратчайший полет (SFT) Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно ближе от общей точки старта в заданной спортивным директором зачетной зоне. Наименьшее расстояние – наилучшее. |
15.17. Максимальная дальность (MAX) Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно дальше от общей точки старта в заданной зачетной зоне (зонах). Наибольшее расстояние – наилучшее. |
В заданиях 15.15. и 15.18. результатом является расстояние между двумя маркерами спортсмена, сброшенными в этом задании: 15.15. Двойной сброс маркера на минимальном удалении один от другого (MNDD) Спортсмены должны постараться сбросить два маркера как можно ближе один к другому в заданных разных зачетных зонах. Наименьшее расстояние – наилучшее. |
15.18. Двойной сброс маркера на максимальном удалении один от другого (MXDD) Спортсмены должны постараться сбросить два маркера как можно дальше один от другого в заданных разных зачетных зонах. Наибольшее расстояние – наилучшее. |
В задании 15.12. измеряется местоположение трех маркеров спортсмена: 15.12. Максимальная площадь (Обежать землю) (LRT) Спортсмены должны постараться достичь наибольшей площади треугольника АВС, где А, В и С – отметки маркеров спортсмена. Результат – площадь треугольника АВС. Наибольшая площадь – наилучшая.
|
Задание, в котором измеряется время: 15.10. Гонка к зоне (RA) Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно раньше внутри ограниченной зачетной зоны. Результат – время от момента старта до сброса маркера. Наименьшее время – наилучшее.
|
15.8. Мемориал Гордона Беннетта (GBM) (посвящен памяти Джеймса Гордона Беннетта – американского издателя, еще в 1906 году основавшего соревнования на дальность на газовых аэростатах, которые проходят до сих пор). Спортсмены должны постараться сбросить маркер как можно ближе к назначенной цели, но внутри зачетной зоны.
|