Лирика и поэзия
А.Канавщиков Пластика поэтического воздухоплавания
- Категория: Лирика и поэзия
У поэзии есть много удачных и не очень формулировок, но, без сомнения, одна из самых точных - это фраза Маяковского о езде в незнаемое. Поэзия - изначально прорыв в некое неизведанное пространство, это средоточие галактик и вселенных в оптическом центре текста, а гипноз звука преодолевает любые барьеры языкового характера. Без потенции движения поэзия умирает, потому что движение и есть поэзия, а смысл творчества, как и смысл жизни, по словам Высоцкого, именно в том, чтобы "выбираться своей колеей".
Вот тут-то и возникает весьма любопытный вопрос: а ведь тема движения - это в немалой степени тема выбора транспортного средства.
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком? -
писал, мучаясь подобной проблемой, Пушкин. Действительно, ведь каждый поэт может иметь какие-то предпочтительные для себя средства передвижения, и со времен Икара в числе предпочтительного неизменно находится все, связанное с небом. Что, наконец, значит гоголевская тройка-птица, как не стремление из простого перемещения в пространстве сделать полет. Кибитки, кареты - это, конечно, хорошо, словно бы говорил Гоголь, но ведь каждая из них - по-своему птица.
Изобретение самолета лишь перевело поэтическое томление в практическое русло. Из ссылок на аэропланы и дирижабли только у Маяковского, не особо напрягаясь, можно составить целый том. В 1912 году книгу "Аэроплановые поэзы" издает К.Олимпов, в 1914 году будущий теоретик конструктивизма А.Чичерин выпускает "Шлепнувшиеся аэропланы". А логичней всех поступил, пожалуй, кубофутурист В.Каменский - обладатель диплома Императорского Всероссийского Аэроклуба за номером 67 от 9 ноября 1911 года - этот неутомимый воспеватель авиамощи и "крыльев авиаторского утра".
Учитывая все сказанное, просто невозможно представить, чтобы внимания поэтов избежали дирижабли и способ воздухоплавания без моторов и герметичных теплых кабин. Уж, казалось бы, на что II Открытый чемпионат России по воздухоплаванию для жителей Великих Лук был зрелищем новым и необычным, но для любви любое расстояние - пустяк, и буквально в день публикации заключительного репортажа о чемпионате городская газета "Великолукская правда" публикует стихи А.Романенкова "Юбилейное":
А над Луками - шары,
Невидаль для города!
Созерцаю я с горы
Их полеты гордые.
Машет мне пилот рукой:
- Здравия желаю!
Как над Ловатью-рекой
Небо оживает!
Праздник спорта в древний град
Заявился в гости,
Каждый житель града рад:
- Милости вас просим!
Уплывает к облакам
Шарово расцветье...
Шлют привет другим векам
Взрослые и дети.
Юбилейный город - юн,
Смел, красив и весел.
Я с тобой ему пою
О величье песни.
Так счел нужным великолучанин почтить ту красивую сказку, что называется воздухоплаванием, присоединив свой голос к голосам других русских поэтов, в разные годы воздававших должное торжественным воздушным шарам, плывущим среди облаков. Вот, например, как живописует парад в одноименном стихотворении 1920 года Валентин Парнах (1891-1951):
Как кислорода цилиндр
Цимбальный цирк откупорен!
Упругий винт
Выкидывается кубарем
Мрачительнее вин
Перевернулся под куполом!
Как цокающий дирижабль
Оркестр вверху
В корзинке на лету подвешен
Колесо! Ликуй!
Разбрызг Мельканье Дрожа! (...)
Помимо создания эффекта праздника воздушный шар можно рассматривать икак явление философское: победа горячего над холодным, погружение огня в неподвижные сферы созерцания. Таким увидел аэростат лидер литературного течения экспрессионистов Ипполит Соколов (1902-1974):
(...) В мистику моя голова толчками поднимается,
Как на веревке привязанный воздушный шар,
Сбрасывая за борт губ балласт ненужных слов. (...)
А в общем-то, даже не пытаясь отыскивать какие-то глубокие параллели и ассоциации, воздушные шары в небе - это просто красиво. Вероятно, таков был повод для вдохновения Семена Кирсанова (1906-1972) в стихах "Глядя в небо":
Серый жесткий дирижабль
ночь на туче пролежабль,
плыл корабль
среди капель
и на север курс держабль.
Гелий - легкая душа,
ты большая туча либо
сталь - пластинчатая рыба,
дирижабрами дыша.
Серый, жесткий дирижабль,
где синица?
где журавль?
Он плывет в большом дыму
разных зарев перержавленных,
кричит Золушка ему:
- Диризяблик! Дирижаворонок!
Он, забравшись в небовысь,
дирижяблоком повис.
Последние годы знаменуются заметным возрождением интереса к воздухоплаванию, к воздушным шарам, к этому виду спорта и этому красочному зрелищу. Растет число энтузиастов, растет число соревнований и команд, а значит, не за горами и новые стихи, которые наверняка достойно пополнят символическую антологию стихов о воздухоплавании.