Полет на шаре - сертификат, подарок. Полет на воздушном шаре, аэростате.

 +7 (916) 930-90-03

    Москва

23
24
25
26
30
31
32
33
34
35

Лирика и поэзия

А.Канавщиков Пластика поэтического воздухоплавания

У поэзии есть много удачных и не очень формулировок, но, без сомнения, одна из самых точных - это фраза Маяковского о езде в незнаемое. Поэзия - изначально прорыв в некое неизведанное пространство, это средоточие галактик и вселенных в оптическом центре текста, а гипноз звука преодолевает любые барьеры языкового характера. Без потенции движения поэзия умирает, потому что движение и есть поэзия, а смысл творчества, как и смысл жизни, по словам Высоцкого, именно в том, чтобы "выбираться своей колеей".

Вот тут-то и возникает весьма любопытный вопрос: а ведь тема движения - это в немалой степени тема выбора транспортного средства.

     Долго ль мне гулять на свете
     То в коляске, то верхом,
     То в кибитке, то в карете,
     То в телеге, то пешком? -

писал, мучаясь подобной проблемой, Пушкин. Действительно, ведь каждый поэт может иметь какие-то предпочтительные для себя средства передвижения, и со времен Икара в числе предпочтительного неизменно находится все, связанное с небом. Что, наконец, значит гоголевская тройка-птица, как не стремление из простого перемещения в пространстве сделать полет. Кибитки, кареты - это, конечно, хорошо, словно бы говорил Гоголь, но ведь каждая из них - по-своему птица.

Изобретение самолета лишь перевело поэтическое томление в практическое русло. Из ссылок на аэропланы и дирижабли только у Маяковского, не особо напрягаясь, можно составить целый том. В 1912 году книгу "Аэроплановые поэзы" издает К.Олимпов, в 1914 году будущий теоретик конструктивизма А.Чичерин выпускает "Шлепнувшиеся аэропланы". А логичней всех поступил, пожалуй, кубофутурист В.Каменский - обладатель диплома Императорского Всероссийского Аэроклуба за номером 67 от 9 ноября 1911 года - этот неутомимый воспеватель авиамощи и "крыльев авиаторского утра".

Учитывая все сказанное, просто невозможно представить, чтобы внимания поэтов избежали дирижабли и способ воздухоплавания без моторов и герметичных теплых кабин. Уж, казалось бы, на что II Открытый чемпионат России по воздухоплаванию для жителей Великих Лук был зрелищем новым и необычным, но для любви любое расстояние - пустяк, и буквально в день публикации заключительного репортажа о чемпионате городская газета "Великолукская правда" публикует стихи А.Романенкова "Юбилейное":

     А над Луками - шары,
     Невидаль для города!
     Созерцаю я с горы
     Их полеты гордые.

     Машет мне пилот рукой:
     - Здравия желаю!
     Как над Ловатью-рекой
     Небо оживает!

     Праздник спорта в древний град
     Заявился в гости,
     Каждый житель града рад:
     - Милости вас просим!

     Уплывает к облакам
     Шарово расцветье...
     Шлют привет другим векам
     Взрослые и дети.

     Юбилейный город - юн,
     Смел, красив и весел.
     Я с тобой ему пою
     О величье песни.

Так счел нужным великолучанин почтить ту красивую сказку, что называется воздухоплаванием, присоединив свой голос к голосам других русских поэтов, в разные годы воздававших должное торжественным воздушным шарам, плывущим среди облаков. Вот, например, как живописует парад в одноименном стихотворении 1920 года Валентин Парнах (1891-1951):

     Как кислорода цилиндр
     Цимбальный цирк откупорен!
     Упругий винт
     Выкидывается кубарем
     Мрачительнее вин
     Перевернулся под куполом!

     Как цокающий дирижабль
     Оркестр вверху
     В корзинке на лету подвешен
     Колесо! Ликуй!
     Разбрызг Мельканье Дрожа! (...)

Помимо создания эффекта праздника воздушный шар можно рассматривать икак явление философское: победа горячего над холодным, погружение огня в неподвижные сферы созерцания. Таким увидел аэростат лидер литературного течения экспрессионистов Ипполит Соколов (1902-1974):

     (...) В мистику моя голова толчками поднимается,
     Как на веревке привязанный воздушный шар,
     Сбрасывая за борт губ балласт ненужных слов. (...)

А в общем-то, даже не пытаясь отыскивать какие-то глубокие параллели и ассоциации, воздушные шары в небе - это просто красиво. Вероятно, таков был повод для вдохновения Семена Кирсанова (1906-1972) в стихах "Глядя в небо":

     Серый жесткий дирижабль
     ночь на туче пролежабль,
     плыл корабль
     среди капель
     и на север курс держабль.

     Гелий - легкая душа,
     ты большая туча либо
     сталь - пластинчатая рыба,
     дирижабрами дыша.

     Серый, жесткий дирижабль,
     где синица?
     где журавль?
     Он плывет в большом дыму
     разных зарев перержавленных,
     кричит Золушка ему:
     - Диризяблик! Дирижаворонок!
     Он, забравшись в небовысь,
     дирижяблоком повис.

Последние годы знаменуются заметным возрождением интереса к воздухоплаванию, к воздушным шарам, к этому виду спорта и этому красочному зрелищу. Растет число энтузиастов, растет число соревнований и команд, а значит, не за горами и новые стихи, которые наверняка достойно пополнят символическую антологию стихов о воздухоплавании.

Вы здесь: Главная О воздухоплавании Творчество Лирика и поэзия А.Канавщиков Пластика поэтического воздухоплавания